Маштачкова Наталья Ивановна

 

Маштачкова Наталья Ивановна (воспитатель)

Пед.стаж на 2020г.  - 22 года.

Образование:

среднее специальное. Педагогическое училище, г. Петропавловск- Камчатский, 16.06.2000, воспитатель детей дошкольного возраста.

высшее проф. КАМГУ им. В.Беринга, 01.06.2012,  социальный педагог.

В марте 2020 г. присвоена 1 категория

 Курсы повышения квалификации:

2015 г. -  "Развитие дошкольного образования в условиях реализации ФГОС " КПКПК 72 ч.

2019 г. - "АНОО ДПО "Альтернатива" "Актуальные вопросы работы воспитания с детьми с ОВЗ" 72 ч.

Родительское собрание "Растить любознательных"

2 июля 2021 - Редактор

 

Родительское собрание в старшей группе

«Растить любознательных».

 

Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить родителей развивать познавательную активность детей.

Форма проведения: Круглый стол.

Ход собрания:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.

     Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребёнка должен быть сформирован в дошкольные годы, от этого зависит, будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или наоборот, омрачится неудачами.

      Вам кажется, что до школы далеко и рано об этом думать? Это не так! Ещё1год пролетит незаметно и надо не упустить время «почемучек», как называют 4-5 летних детей.

       Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизвестное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнаёт, что сосулька в руке превращает в воду; что бумага рвётся, мнётся, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

        Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребёнок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».

        Наша дискуссия о развитии любознательности у детей.

        Интересно, одинаковы ли по значению слова «любопытство» и «любознательность»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юрьевны Шведовой?

- Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

- Любопытство:

1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям («праздное любопытство», «спрашивать из любопытства»).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

- Как вы думаете, любознательны ли наши дети?(высказывания родителей).

- Мы задали детям несколько вопросов. Вот как они на них ответили:

- Любите ли вы загадки?    Да -          чел.         Нет -             чел.

- Кто загадывает вам их дома?    Мама -       чел.        Папа -           чел.

- Чем вы любите заниматься больше всего?

- Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

      Да –

      Нет –

- Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

- Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.

- Задаёт ли ваш ребёнок вопросы? О чём? Как часто?

- Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

- Всегда ли ребёнок удовлетворён вашим ответом?

 - К кому из взрослых ребёнок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (обсуждение).

Решение педагогической ситуации:

- Представьте себе такую ситуацию:

     Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошёл дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

Вопросы:

 - Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребёнка.

- Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался?

-  Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребёнка?

- Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

Работа с памяткой

Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок.

- Вы загадали загадку:

                     Пушистая вата

                     Плывёт куда-то.

                     Чем вата ниже,

                     Тем дождик ближе.

Ребёнок ответил «Туча».

- Будете ли вы удовлетворены ответом?

- Какие вопросы ему зададите? (Почему ты догадался, что это туча? Почему тучу назвали ватой?)

                                                     

- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребёнку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний?

           Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что её пятилетний сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что её ребёнок развит не по годам.

- Какого вы мнения?

 

- А сейчас «О наших детях».

Даются краткие положительные характеристики детям группы.

«Острое блюдо».

В.Шапов

«Почему?»

Сын пришёл к отцу с вопросом:                     Папа! Папа, а когда же

- Папа! Папа! Вот смешно!                                 Мы с тобой в театр пойдём!

Почему, скажи мне просом                               А в ответ сверкнула вспышка:

Называется зерно?                                              - У меня свои дела!

Почему сосед новатор?                                       И, вздохнув, побрёл сынишка

Что такое экскаватор?                                        От отцовского стола.

Почему шагает он?                                               Почему? Когда же? Где же?

Как без спичек жили раньше                           Всякий раз ответ один…

Почему бывает дым?                                           Постепенно стал всё реже

- Да отстань же ты, отстань же                        Беспокоить папу сын.

С почемуканьем своим                                        Но однажды в час вечерний

- Папа! – Сын вернулся вскоре,                        У почтенного отца

А бывал в пустыне ты?                                       От волненья, огорченья

А приплыть в любое море,                                Изменился цвет лица.

Могут, думаешь, киты?                                      Вопрошал родитель сына:

Почему с ушами заяц?                                         - Вызов в школу? Почему?

Папа, что такое грань?                                        Что такое? В чём причина?

- После, некогда, отстань!                                  Совершенно не пойму?

Снова сын пришёл к папаше:                            У других, посмотришь, детки

- Где луна бывает днём?                                     Только радуют сердца.

Почему твои отметки –                                  Почему других ты хуже?

огорченье для отца?                                        В толк никак я не возьму!

Почему разбил стекло ты?                            Отчего же, почему же?

Поцарапал в школе дверь?                            …В самом деле, почему?

Почему одни заботы                                              (обсуждение)

Причиняешь мне теперь?

 

- Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для своих детей не только в семьях, но и в группе?

 

- А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые помогают развивать познавательную активность детей:

Настольные игры:

«Четвёртый лишний»

«Что не подходит?»

«Где я это видел?»

«Из чего мы сделаны»

«Одинаковое – разное»

«Времена года»

«Противоположности»

- Эти игры есть у нас в группе, но хотелось бы, чтобы игр на развитие познавательной активности в группе было больше.

Словесные игры:

«Назови признаки» (давайте поиграем в эту игру)

«Сравнение» (например: чем отличается слон т волка?)

«Почему?» (почему котята резвятся, а кошка -  нет? И др.)

- Ценность этих игр заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

- А сейчас мы хотим пригласить в зал наших детей. (заходят дети).

- Мы предлагаем вам поучаствовать вместе с детьми в конкурсе рисунков.

Примерный вариант решения собрания:

1.     Создать условия для развития детской любознательности.

2.     Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников.

3.     Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».

4.     Пополнить предметно-развивающую среду группы играми развивающего характера.

 


Анкета  для родителей.

«Познавательные интересы»

- Вы наблюдаете за своим ребёнком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстниками. Чтобы выяснить, сформированы ли у ребёнка познавательные интересы, просим вас ответить на вопросы нашей анкеты:

1. Задаёт ли ваш ребёнок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребёнка и ваши ответы на них.

 

 

2. Чем интересуется ваш ребёнок больше всего?

 

 

3. Стремится ли ваш ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, телепередачи, собственные наблюдения.

 

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

 

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями.

 

 

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из различного материала)?

 

 

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

 

8. Свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

 

 

9. К кому из членов семьи ребёнок чаще обращается с вопросами?

 

10. Широк или узок круг интересов вашего ребёнка? Постоянны или изменчивы его интересы?

 

11. Что делается в семье для развития интересов ребёнка?

 

Памятка для родителей.

Как отвечать на детские вопросы.

1.     Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2.     Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3.     Давайте кратные и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4.     Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5.     Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь  как?».

6.     В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7.     Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.

8.     Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдёшь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!