Программа воспитания

31 августа 2021 - Редактор

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 I.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка        

1.2. Особенности воспитательного процесса

1.3. Цели и задачи

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы воспитания

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы воспитания

II.    Содержательный раздел

 2.1. Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием образовательных областей

 2.2. Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников 

 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.  Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребенка в сфере его личностного развития

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы воспитания

3.3. Планирование воспитательной работы

3.4. Формы и средства воспитания

 Приложение №1

  

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Алёнушка» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Алёнушка» (далее – МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка») и является обязательной частью основной образовательной программы. Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» разработана в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ).

4.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.

5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

7. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

8. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

     9.Федеральный законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. В центре рабочей программы воспитания находятся целевые ориентиры ФГОС ДО и содержание образовательных областей (приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе). Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 1,5 лет до 8 лет. К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. 

1.2. Особенности воспитательного процесса   

 Рабочая программа воспитания учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):  – поддержка разнообразия детства; – сохранение уникальности и самоценности детства,  как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период,  есть период подготовки к следующему периоду – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; – уважение личности ребенка.» МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» – учреждение современное, динамично развивающееся, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ:

1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. 

2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

3. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.

4. В ДОУ создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

5. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи, патриотические и краеведческие уголки, организованные в каждой группе дошкольного учреждения.

Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно-  нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя:

- национальный воспитательный идеал – высшая цель образования нравственного (идеального) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

- базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:

·        патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

·         социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

·        семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·         труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

·        наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·        традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·        искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

·         природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·         человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; - духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

1.3. Цели и задачи

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения (далее - ООП) целью МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» является обеспечение полноценного и радостного проживания детьми периода детства, как уникального периода развития и формирования личности ребенка, через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, формируется общая цель воспитания: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи воспитания в соответствии с основными направлениями воспитания

·        Задачи умственного воспитания: развитие мышления воспитанников, их умственные способности.

·         Задачи физического воспитания: развитие у детей потребности в укреплении здоровья, развитие их физических способностей.

·         Задачи трудового воспитания: целенаправленное формирование у детей трудолюбия, уважения к людям труда, позитивного отношения к труду, развитие трудовых действий и навыков.

·        Задачи эстетического воспитания: развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, поддержка стремления к созданию прекрасного.

·         Задачи нравственного воспитания: обеспечение усвоения детьми норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе.

·        Задачи экологического воспитания: развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания детьми природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

·         Задачи экономического (финансового) воспитания: введение детей в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей; воспитание отношения к деньгам как мере труда человека.

·        Задачи гражданско-правового воспитания: воспитание уважения к закону как своду правил и норм поведения в обществе, развитие понимания детьми прав и обязанностей членов общества и неразрывной связи между правами и обязанностями; воспитание активной жизненной позиции, желания приносить пользу другим людям, обществу.

·        Задачи патриотического воспитания: воспитание любви к малой Родине и Отечеству, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.

·        Задачи интернационального воспитания: формирование уважения и признания равенства наций.

·        Задачи мультикультурного воспитания: развитие у детей мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности.

 

1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитания

Процесс воспитания в МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

 1. Принцип научности предполагает: 

·        отражение в содержании воспитания основных закономерностей развития социальных объектов;

·        возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;

·        стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений;

·         формирование основ научного мировоззрения.

2. Принцип доступности обеспечивает адаптацию научного знания к специфике особенностей личностного развития детей дошкольного возраста: 

·        возрастных;

·        половых;

·         национальных;

·        этнических.

3. Принцип прогностичности ориентирует: 

·        на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания;

·        возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия;

·        проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения.

4. Принцип последовательности и концентричности обеспечивает: 

·        постепенное обогащение содержания различных видов социальной культуры по темам, блокам и разделам;

·        возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний: от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков;

·        познание объектов социального мира в процессе их исторического развития.

5. Принцип системности предполагает формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

6. Принцип интегративности предусматривает возможность: 

·        использовать содержание социальной культуры в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);

·        реализовывать его в разных видах деятельности.

7. Принцип культуросообразности и регионализма обеспечивает становление различных сфер самосознания ребенка на основе: 

·        культуры своего народа;

·        ближайшего социального окружения;

·        познания историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона.

8. Принцип «диалога культур» ориентирует на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Обязательным приложением к рабочей программе воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»  является ежегодный календарный план воспитательной работы, который включает в себя значимые мероприятия воспитательного характера для детей от 1,5 до 8 лет по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие) и направлениям работы МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» (духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России).  

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитания на основе целевых ориентиров ФГОС

Дети на этапе окончания дошкольного детства способны быть:

Любознательными: в детях развита и получает педагогическую поддержку любознательность, развиваются исследовательские навыки. Дети знают, как учиться самостоятельно и совместно с другими благодаря поддержке взрослых. Они готовы учиться с интересом и стремиться к приобретению знаний в учении на протяжении всей жизни.

Обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и самостоятельными: дети активно интересуются явлениями и объектами окружающей действительности. Они развивают свою природную любознательность и познавательную активность, приобретая жизненные, практические навыки, необходимые для проведения исследований и проявления самостоятельности в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Они испытывают удовлетворение от получения новых знаний и умений и сохраняют стремление к познанию и получению новых впечатлений.

Эрудированными: дети обладают широким кругозором, имеют представление о социальном и природном окружении, обладают знаниями из различных областей и готовы к пополнению этих знаний.

Думающими и анализирующими: дети учатся проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество, способны решать сложные проблемы адекватно возрасту. Они способны внимательно обдумывать свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны (с помощью взрослых, которые поддерживают их успешность в определенных видах деятельности). Стремятся содействовать своему образованию и личностному развитию.

Физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое здоровье: дети физически развиты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, физически активны, стремятся удовлетворить и развивать свои потребности в двигательной активности. Они имеют представление о функционировании своего организма и условиях, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья. Они овладевают навыками безопасного поведения в быту, в природе и социуме.

Эффективно общающимися: дети обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками, уверенно излагают информацию, выражают свои мысли и чувства на родном и государственном языке, используя разнообразные средства общения. Они эффективно работают в команде и с готовностью сотрудничают и взаимодействуют с другими.

Принципиальными: дети стремятся действовать честно, проявляя развитое чувство справедливости и уважения к достоинству личности, группы людей и общества.

Объективными и непредвзятыми: дети понимают и ценят национальную культуру и гордятся традициями своей семьи и своего народа, открыты для взаимодействия с другими людьми (из других социальных групп, национальных сообществ). Способны к поиску разнообразных точек зрения.

Любящими свою семью, имеющими представление о малой и большой Родине: дети любят свою семью, принимают ее ценности; проявляют интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагируют на государственные символы.

Доброжелательными и заботливыми: детям свойственно сопереживание, эмоциональная рефлексия и уважение к чувствам и нуждам других людей. Они проявляют желание помочь другим людям, быть им полезными, стремятся привносить положительные изменения в жизнь других и заботиться об окружающих людях (прежде всего о близких и родных), о питомцах, о природе.

Социально адаптированными: дети соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Неравнодушными: дети проявляют сочувствие и уважение к другим людям.

Гармонично развивающимися: дети понимают важность интеллектуальной, физической и эмоциональной гармонии для достижения благополучия как для себя, так и для других. Они осознают взаимную зависимость с другими людьми и окружающим миром.

Решительными: дети стремятся действовать самостоятельно, проявляют независимость, стремятся осваивать в процессе игровой и иной детской деятельности новые роли, идеи и способы деятельности.

         Успешное воспитание воспитанников в сфере личностного развития, которое обеспечит полноценную реализацию планируемых результатов рабочей программы  воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка», возможно в случае выполнения добросовестной работы педагогических работников, направленной на достижение поставленной цели во всех видах детской деятельности, осуществляющейся в МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» и в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников по вопросам воспитания, развития и образования детей.

Анализ достижения детьми от 2 до 8 лет промежуточных результатов освоения рабочей программы воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» проводится ежегодно по средствам педагогических наблюдений за воспитанием детей в сфере их личностного развития.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.                   Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием образовательных областей

Содержание рабочей программы воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:

ü   игровая;

ü   коммуникативная;

ü   познавательно-исследовательская;

ü   восприятие художественной литературы и фольклора;

ü   самообслуживание и элементарный бытовой труд;

ü   конструирование из разного материала;

ü   изобразительная;

ü   музыкальная;

ü   двигательная.

и охватывает следующие образовательные области:

1.           социально-коммуникативное развитие;

2.           познавательное развитие;

3.           речевое развитие;

4.           художественно-эстетическое развитие;

5.           физическое развитие.

Дошкольное образование процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры, занятия, прогулки и т.д.). В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 12 часов. Именно поэтому   воспитательный  процесс должен  осуществляться  постоянно, выполняя поставленные     задачи рабочей программы воспитания МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка». Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Дошкольный возраст – это период начального становления личности. К семи годам уже четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

Следует помнить, что воспитание это процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное педагогическое воздействие на детей со стороны взрослых, с другой активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.

Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Любовь к Родине, добросовестный труд это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.

Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ, формирование которых в совокупности обеспечит полноценное и гармоничное развитие личности детей от 2 до 8 лет:

1.  Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения.

2.  Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.

3.  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу.

4.  Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

5.  Формирование основ экологического сознания.

6.  Формирование основ безопасности.

В каждом из перечисленных направлений воспитания существуют свои подразделы, которые тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка».

 

Задачи воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей:

 

 

1,5 – 3 года

3 – 4 года

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). 

- воспитывать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

- воспитывать положительные отношение между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. 

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, близким людям. 

- вызывать эмоциональный отклик на дела и добрые поступки людей.  

- воспитывать интерес к фольклорным текстам, народным играм, игрушкам 

- воспитывать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье.  

- воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. 

- воспитывать интерес к миру природы.

5 – 6 лет

6 – 8 лет

- воспитывать культуру поведения и общения детей, привычку следовать общепринятым правилам и нормам поведения. 

- воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношения к малышам. 

- воспитывать гражданско - патриотические чувства на основе сопричастности к событиям в жизни города, страны. 

- прививать любовь к самобытной культуре Камчатского края; 

- воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества. 

- воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. 

- воспитывать бережное отношение к природе

- воспитывать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. 

-воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах, соблюдение моральных и этических норм.

- воспитывать социальную активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

- воспитывать чувство гордости за свою семью, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь.

- воспитывать   уважение к культурному наследию и традициям народа России, воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков.

- воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей. 

- воспитывать уважение,  гордость, сопереживание, симпатию к защитникам Родины, поддерживать интерес к русской военной истории.

- воспитывать интерес к труду,  желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда. основа достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

 

2.2. Вариативные формы, методы и средства реализации программы воспитания

Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения

Совместная деятельность

Режимные моменты

самостоятельная деятельность детей

Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение воспитателей с детьми

 

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций

Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине

Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, совместные с воспитателем игры, игры- драматизации, игровые задания, игры- импровизации, чтение художественной литературы, беседы, рисование

 

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций

Сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, инсценировки, рассматривание иллюстраций, фотографий, рисование, лепка.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу

Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольнопечатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение воспитателей с детьми

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

Разыгрывание игровых ситуаций, игры-занятия, игры- упражнения, в структуре занятия, занятия по ручному труду, дежурства, экскурсии, поручения, показ, объяснение, личный пример педагога, коллективный труд: -труд рядом, общий труд, огород на окне, труд в природе, работа в тематических уголках, праздники, досуги, экспериментальная деятельность, экскурсии за пределы детского сада, туристические походы, трудовая мастерская

Утренний приём, завтрак, занятия, игра, одевание на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, подъём после сна, полдник, игры, подготовка к вечерней прогулке, вечерняя прогулка

Дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, игры бытового характера, народные игры, изготовление игрушек из бумаги, изготовление игрушек из природного материала, рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, самостоятельные игры, игры инсценировки, продуктивная деятельность, ремонт книг

Формирование

Формирование основ экологического сознания

Занятия. Интегрированные занятия. Беседа. Экспериментирование. Проектная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации. Конкурсы. Викторины Труд в уголке природы, огороде. Дидактические игры.  Игры- экспериментирования Дидактические игры. Театрализованные игры. Подвижные игры. Развивающие игры. Сюжетно-ролевые игры. Чтение. Целевые прогулки. Экскурсии. Продуктивная деятельность. Народные игры. Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные). Видео просмотры Организация тематических выставок. Создание музейных уголков. Календарь природы.

Беседа. Развивающие игры. Игровые задания. Дидактические игры. Развивающие игры. Подвижные игры. Игры -  экспериментирования. На прогулке наблюдение за природными явлениями.

Дидактические игры. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. Развивающие игры. Игры-экспериментирования.  Игры с природным материалом. Наблюдение в уголке природы. Труд в уголке природы, огороде. Продуктивная деятельность. Календарь природы.

Формирование основ безопасности

Игровые упражнения

         индивидуальная работа

         игры-забавы

         игры-драматизации

         досуги

         театрализации

         беседы

         разыгрывание сюжета экспериментирование – слушание и проигрывание коротких текстов (стихов, рассказов, сказок), познавательных сюжетов

         упражнения подражательного и имитационного характера активизирующее общение педагога с детьми

         работа в книжном уголке

         чтение литературы с рассматриванием иллюстраций и тематических картинок

          использование информационно- компьютерных технологий и технических средств обучения (презентации, видеофильмы, мультфильмы)

         трудовая деятельность

         игровые тренинги

         составление историй, рассказов

         работа с рабочей тетрадью

         творческое задание  обсуждение

         игровые ситуации

         пространственное моделирование

         работа в тематических уголках

         целевые прогулки

         встречи с представителями ГИБДД

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну, дневной сон

         игры-забавы

         дидактические игры

         подвижные игры

         сюжетно-ролевые игры

         рассматривание иллюстраций и тематических картинок

         настольно-печатные игры

         творческая деятельность

 

 

 

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В повышении уровня семейного воспитания дошкольников ответственная роль принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Возможность ежедневного непосредственного контакта с детьми и их родителями (законными представителями) позволяет педагогам и специалистам МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» выявлять характер семейного воспитания, добиваться единства влияний на ребенка в ДОУ и семье.

Уровень семейного воспитания в большой мере зависит от уровня педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, важнейшей составной частью которой являются конкретные педагогические знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания. Поэтому одна из важных задач МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» - педагогическое просвещение родителей (законных представителей) воспитанников.

В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей) воспитанников, воздействия на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. 

 

Формы работы с родителями (законными представителями)

 

1.     Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. Необходимо, как для выяснения особенностей семейного воспитания, так и для установления контактов с родителями (законными представителями) воспитанников. Подробное анкетирование поможет педагогу многое понять в характере ребенка, познакомиться с обстановкой, в которой он живет, узнать о взаимоотношениях с домочадцами, поведении дома. По итогам анкетирования педагог сможет обратить внимание, на то, какие вопросы, и в какой форме можно задавать родителям, что им посоветовать, порекомендовать. Анкетирование подсказывает педагогам темы бесед с родителями (законными представителями), содержание консультаций, содержание наглядной информации на информационном стенде МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» и в групповых уголках.

2.     Беседа – наиболее распространенная и доступная форма индивидуальной работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа обычно кратковременна и возникает в связи с вопросами родителей (законных представителей) детей или вызвана желанием педагога что-то сообщить о ребенке, она не должна вестись мимоходом. Нельзя использовать беседу с целью пожаловаться на ребенка, так как жалоба педагога, да еще сделанная с раздражением вызывает одну реакцию родителей (законных представителей) – наказание. А в результате разрушается доверие ребенка и родителей к воспитателю.

Но если возникает необходимость сообщить о плохом поведении ребенка, педагог должен проанализировать с его родителями (законными представителями), следствием чего явился проступок, посоветовать, что предпринять, чтобы предупредить его повторение. Такой деловой конкретный разговор заставляет родителей (законных представителей) задуматься над тем, как они воспитывают ребенка, что и как следует изменить.

3. Консультации — индивидуальные и групповые. Тематика консультаций зависит от актуальных вопросов родителей (законных представителей), связанных с воспитанием их детей в сфере личностного развития.

4. Родительские собрания. Тематика родительских собраний определяется программными задачами воспитания детей того или иного возраста в сфере их личностного развития. Успех собрания зависит от тщательности его подготовки. Предварительно педагог проводит целенаправленные наблюдения за поведением детей в коллективе сверстников, за их взаимоотношениями с родителями (законными представителями), беседует детьми, выявляя их нравственные представления, проводит анкетирование представителей родительской общественности. На собрании следует подробно обсудить один наиболее существенный вопрос, иллюстрируя его конкретными фактами из жизни детей группы. На родительских собраниях необходимо широко использовать технические средства для демонстрации жизни детей в детском саду и дома, прослушивания рассказов детей.

5. Дни открытых дверей, открытые занятия, тематические развлечения, праздники, конкурсы, викторины, игры. Эти формы дают возможность показать родителям (законным представителям) воспитанников работу МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка», методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» позволяет родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в детском коллективе. Педагог обращает внимание родительской общественности на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту.

 6. Наглядная информация, размещенная на официальном сайте МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» и на информационных стендах для родителей (законных представителей) хорошо зарекомендовала себя как форма педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей. Здесь помещаются краткие тексты на педагогические темы, консультации, ответы на вопросы родителей, фотографии, отражающие жизнь детей в ДОУ и в семье, детские работы, списки рекомендуемой детской и педагогической литературы, нормативно - правовые документы Российского законодательства, право устанавливающие документы и распорядительные акты МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка». Очень привлекают родительскую общественность заметки о детях группы: об их достижениях в овладении знаниями и умениями, рассказы детей об увиденном, о любимых книжках, игрушках, детские вопросы, суждения и т. п.

Наглядная информация для родителей (законных представителей) воспитанников должна освещать следующие вопросы: воспитание детей в труде, в игре, средствами художественной литературы; роль примера родителей, семейных традиций, семейных взаимоотношений; знакомство детей с окружающей жизнью, воспитание патриотических чувств и др.

 

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Психолого – педагогические условия

Программа воспитания предполагает создание следующих психолого - педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития.

 

1. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Формирование игры как важнейшего стимула воспитания ребенка в сфере его личностного развития.

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

4. Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в сфере его личностного развития. Поддержка педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей в сфере их личностного развития и взаимодействие семей воспитанников с МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»».

6. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

7. Оценка результатов освоения рабочей программы воспитания, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, в вопросах его воспитания в сфере личностного развития, умение ребенком самостоятельно действовать, принимать решения, анализировать свои поступки.

 

3.2. Материально – техническое обеспечение программы воспитания

  Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.

Среда обеспечивает:

         наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;

         учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:

         подбор художественной литературы;

         подбор видео и аудиоматериалов;

         подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);

         наличие демонстрационных технических средств (проектор, экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);

         подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);

         подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).

 

Материально-техническое оснащение развивающей предметно - пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» на текущий учебный год.  

3.3. Планирование воспитательной работы

Воспитательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный запрос их родителей (законных представителей). Планирование воспитательной работы должно обеспечить интеграцию разнообразного содержания форм работы с воспитанниками МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» по всем образовательным областям ООП и направлениям рабочей программы воспитания во всех видах детской деятельности. При организации воспитательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана дает возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей программы воспитания. Только ежеминутное сопровождение детей в вопросах воспитания дает большие возможности в развитии их личности. Решение похожих задач с постепенным их усложнением обеспечивает достижения единства воспитательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие личности детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Задачи, решаемые детьми в том или ином виде деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности освоения материала и развития детей. Календарный план воспитательной работы у МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» утверждается ежегодно на педагогическом совете. Форма календарного плана воспитательной работы представлена в Приложении № 1 к рабочей программе воспитания. При составлении плана воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе педагоги должны учитывать мероприятия ДОУ, утвержденные в календарном плане воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» на текущий учебный год.   

 

3.4. Формы и средства воспитания

 

Направление воспитательной работы

Содержание

Методические материалы

Игровая среда

Умственное воспитание

Развитие мышления детей, их умственных способностей

Перечень мет. литературы по познавательному развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Книжный уголок, природный уголок, центр сенсорного развития,  центр конструктивной деятельности

Физическое воспитание

Воспитание у детей потребности в укреплении здоровья, развитие их физических сил и способностей

Перечень мет. литературы по физическому  развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Физкультурный уголок

Трудовое воспитание

Формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, формирование трудовых умений и навыков.

Перечень мет. литературы по социально - коммуникативном у развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Уголок дежурства, календарь природы

Эстетическое воспитание

Развитие у детей способности воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве

Перечень мет. литературы по художественно - эстетическому  развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Уголок изобразительной деятельности, уголок театрализации, уголок ряжения

Нравственное воспитание

Усвоение детьми норм и правил поведения и формирование навыков правильного поведения в обществе

Перечень мет. литературы по социально-коммуникативном у развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Патриотический уголок, уголок краеведения, книжный уголок

Экологическое воспитание

Воспитание и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания детьми природы как незаменимой среды обитания человека

Перечень мет литературы по социально-коммуникативном у развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Календарь природы, природный уголок

Экономическое воспитание

Введение детей в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчётов, форм собственности и хозяйственных связей

Перечень мет. литературы по познавательному развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Правовое воспитание

Формирование у детей уважения к закону, правовой грамотности и культуры.

 

Программа «Формирование культуры безопасности», автор Л.Л. Тимофеева.

Уголок ПДД, ОБЖ

Патриотическое воспитание

Воспитание любви к Родине, её народам, армии, социальным институтам, культуре и др.

Перечень мет. литературы по

Социально-коммуникативном у развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Книжный уголок, патриотический уголок

Мультикультурное воспитание

Формирование у детей мультикультурного образа мира и мультикультурных компетенций, развитие эмоционального отношения и дружеского расположения к людям других национальностей, интереса к культуре разных народов.

 

Перечень мет. литературы по социально-коммуникативном у развитию (см. ООП МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка»

Уголок ряжения, книжный уголок, уголок театрализации.

 

  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Календарный план  воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год

Мероприятия ДОУ, муниципальные

 

Месяц

Возрастные группы

I младшая

II младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

сентябрь

Адаптационный период

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

 

 

День здоровья

День здоровья

 

Конкурс рисунков

«Мой любимый детский сад»

Конкурс рисунков

«Мой любимый детский сад»

Конкурс рисунков

«Мой любимый детский сад»

 

 

 

Развлечение по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»

октябрь

Адаптационный период

Выставка – конкурс «Осенний букет»

Выставка – конкурс «Осенний букет»

Выставка – конкурс «Осенний букет»

Выставка – конкурс «Осенний букет»

 

 

 

Экскурсия в детскую библиотеку «Знакомство с библиотекой»

 

 

Муз. развлечение «Осень золотая»

Муз. развлечение «Осень золотая»

Муз. развлечение «Осень золотая»

Муз. развлечение «Осень золотая»

ноябрь

Кукольный театр

«Мои любимые сказки»

 

 

Экскурсия в Кроноцкий заповедник «Природа родного края»

Экскурсия в Кроноцкий заповедник «Камчатка – родина моя»

 

Выставка поделок

« Чудеса из овощей»

Театральная неделя

Театральная неделя

Театральная неделя

Театральная неделя

 

 

 

 

 

Праздник народного единства «Земля наш общий дом»

 

День матери. Муз.поздравление

День матери.

Муз. поздравление

День матери. Муз.поздравление

День матери. Муз.поздравление

 

 

 

Презентация «Мужские профессии»

Презентация «Мужские профессии»

декабрь

Конкурс на лучший зимний участок «Зимние фантазии»

Конкурс на лучший зимний участок «Зимние фантазии»

Конкурс на лучший зимний участок «Зимние фантазии»

Конкурс на лучший зимний участок «Зимние фантазии»

Конкурс на лучший зимний участок «Зимние фантазии»

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

Оформление выставки «Волшебные снежинки»

 

Физкультурный досуг «Пешеходный переход»

 

 

Новогодний утренник

Новогодний утренник

Новогодний утренник

Новогодний утренник

Новогодний утренник

январь

Акция «Покормите птиц»

Акция «Покормите птиц»

Акция «Покормите птиц»

Акция «Покормите птиц»

Акция «Покормите птиц»

 

 

Развлечение «Коляда, коляда! Отворяй ворота»

Развлечение «Коляда, коляда! Отворяй ворота»

Развлечение «Коляда, коляда! Отворяй ворота»

Тематический досуг «Прощание с ёлочкой»

Тематический досуг «Прощание с ёлочкой»

Тематический досуг «Прощание с ёлочкой»

Тематический досуг «Прощание с ёлочкой»

Тематический досуг «Прощание с ёлочкой»

 

 

 

Спортивно-музыкальное развлечение «В сказку за здоровьем»

Спортивно-музыкальное развлечение «В сказку за здоровьем»

февраль

 

 

 

 

Экскурсия в ФОК

«Радужный» «Виды спорта»

Фотовыставка

 «В здоровом теле, здоровый дух»

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Выставка «Профессия моего папы»

Выставка «Профессия моего папы»

Выставка «Профессия моего папы»

Выставка «Профессия моего папы»

Выставка «Профессия моего папы»

 

 

Спортивно – развлекательное развлечение ко Дню защитника Отечества

Спортивно – развлекательное развлечение ко Дню защитника Отечества

Спортивно – развлекательное развлечение ко Дню защитника Отечества

 

 

 

Развлечение «Масленица»

Развлечение «Масленица»

 

 

 

 

 

Экскурсия в школу №7 «Здравствуй школа»

 

март

Конкурс выставка «Моя мама - волшебница»

Конкурс выставка «Моя мама - волшебница»

Конкурс выставка «Моя мама - волшебница»

Конкурс выставка «Моя мама - волшебница»

Конкурс выставка «Моя мама - волшебница»

 

Музыкальное развлечение «Мамочке любимой»

Музыкальное развлечение «Мамочке любимой»

Музыкальное развлечение «Мамочке любимой»

Музыкальное развлечение «Мамочке любимой»

 

 

 

Конкурс «Крылья мечты»

Конкурс «Крылья мечты»

 

 

 

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Конкурс чтецов «Поэзия страны детства»

Акция помощи бездомным животным «Открой свое сердце»

Акция помощи бездомным животным «Открой свое сердце»

Акция помощи бездомным животным «Открой свое сердце»

Акция помощи бездомным животным «Открой свое сердце»

Акция помощи бездомным животным «Открой свое сердце»

 

 

 

 

 

Экскурсия в библиотеку «Праздник детской книги»

апрель

 

 

 

 

Концерт в музыкальной школе

 

 

 

 

Итоговое развлечение «Маленьким детям – большие права»

 

Конкурс поделок «Пасхальная радость»

Конкурс поделок «Пасхальная радость»

Конкурс поделок «Пасхальная радость»

Конкурс поделок «Пасхальная радость»

 

 

 

 

Фестиваль «Взрослые и дети»

 

 

 

 

 

Экскурсия в Зал Славы

 

май

 

 

Спортивное развлечение «Знатоки дорожных правил»

 

 

 

 

Мероприятие «Мы помним, мы гордимся!»

Мероприятие «Мы помним, мы гордимся!»

Мероприятие «Мы помним, мы гордимся!»

 

 

 

 

 

Экскурсия в библиотеку «Современные

детские поэты»

 

 

 

 

 

Выпускной праздник «До свидания, детский сад!»

 

Конкурс рисунков на асфальте «Путешествие в лето»

Конкурс рисунков на асфальте «Путешествие в лето»

Конкурс рисунков на асфальте «Путешествие в лето»

Конкурс рисунков на асфальте «Путешествие в лето»

 

 

 

 

 

Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья»

             

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!